Комитет культуры Волгоградской области
Волгоградская филармония
Сезон 2017 – 2018 гг.
15 апреля ЦКЗ 17:00

ДВА ШТРАУСА

ВОЛГОГРАДСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ  ОРКЕСТР
Дирижёр Андрей АНИХАНОВ

В программе прозвучат следующие произведения:
И.Штраус.  Императорский вальс
Р.Штраус Фрагменты из музыки к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»
И.Штраус Вальс «Вино,женщины и песни»
Р.Штраус. Симфоническая поэма « Дон Жуан»
И.Штраус. Увертюра к оперетте «Ночь в Венеции»
Р.Штраус На пляжах Соренто. Фрагмент из симфонической поэмы «Из Италии»
И.Штраус Вальс «Венская кровь»
Р.Штраус. Сюита вальсов №1 «Кавалер роз»

Программа «Два Штрауса» соединяет два выдающихся имени немецко-австрийской музыкальной культуры. Два великих композитора – однофамильцы, но принадлежащие к разным поколениям. Несомненно, оба являются носителями единой музыкальной  и общекультурной традиции.
Знаменитое семейство венских Штраусов, самым ярким и почитаемым из которого стал Иоганн Штраус–сын, подаривший людям удивительный музыкальный мир. Конечно, это была «легкая» музыка того времени, но она стала не только культурным символом эпохи и так называемого «венского» стиля, но и образом мысли и ощущением бытия современного человека. И поэтому потрясающе быстро распространилась по миру и очень любима всеми и в наше время. Творческая фантазия И.Штрауса была безгранична, он в своих вальсах, польках, маршах, кадрилях откликался на любое общественное событие, в шуточном виде, объединяя между собой музыку и жизнь, легкое и серьезное, создавая для людей позитивное настроение в жизни. Это не была сущностная программность в музыке, но, тем не менее, содержание ее угадывалось и благосклонно принималось. Штраус–сын является также по праву одним из главных создателей жанра венской оперетты. Изящество формы, благородство мелодии, утонченный лиризм, стремительность развития действия, отточенность фразы: все эти качества по достоинству оценены слушателями разных эпох.
Рихард Штраус, уроженец Баварии, младший современник Иоганна, не мог не воспринять в своем творчестве тот самый «венский» стиль. В Вену всегда стремились музыканты разных стран: Сальери, Глюк, Бетховен, Брамс… Список огромен. Молодые годы Рихарда совпали с расцветом творчества и последними днями Иоганна Штрауса, и это очень важно в продолжении традиции и для развития художественной мысли. Но Рихард, как явление своего времени, пошел дальше. Он создал выдающуюся программную поэму в музыке, где сюжет настолько подробно прорисован музыкальными красками, что это не может не вызывать восхищение. Он создал новый тип музыкальной оперной драматургии, динамичной и мощной, но в то же время опирающийся в чем-то на тип предыдущего венского театра, моцартовского и штраусовского.
Иоганн Штраус не писал опер, но его «Летучая мышь» и другие знаменитые оперетты оказали действенное влияние на творчество последователей. Например, на оперы «Кавалер розы» или «Молчаливая жена» Рихарда Штрауса. С одной стороны, мы не мыслим его музыку вне культурных традиций Брамса, Малера, Брукнера, И. Штрауса. А с другой: богатство мелодии, насыщенность оркестровой фактуры, яркая образность, импульсивность и экспрессия музыки Рихарда Штрауса стали создателями нового стиля, который так и называют – экспрессионизм. А имя Рихарда, современника Стравинского, Прокофьева, Скрябина, Дебюсси, Равеля, Элгара, стало в один выдающийся ряд, вошло в пантеон великих создателей музыки.

телефоны: 38-66-00, 38-66-05, 98-52-24
сайт: www.volgogradfilarmonia.ru