Комитет культуры Волгоградской области
Волгоградская филармония
Сезон 2017 – 2018 гг.
6 мая ЦКЗ 17:00

ВОЕННЫЕ СТРОФЫ

ВОЛГОГРАДСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ  ОРКЕСТР
Солистка Наталья ДМИТРИЕВСКАЯ (сопрано, г.Ростов-на-Дону)
Дирижёр Андрей АНИХАНОВ

В программе:
Мясковский Симфония № 22
Глиэр Концерт для голоса
Воробьёв Поэма (Премьера! посвящена 75-летию Победы в Сталинградской битве)
Шостакович Симфония № 9

Новая  программа Волгоградского академического симфонического оркестра посвящена 75-летию победы в Сталинградской битве. Основу её составили сочинения отечественных музыкальных классиков, cозданные непосредственно в годы Великой Отечественной войны. Откроет концерт Симфония-баллада Н.Я. Мясковского (1881-1950). Выдающийся мастер в жанре симфонии, Мясковский  первым откликнулся на трагические события в жизни своего народа. Уже осенью 1941 года появилось новое масштабное сочинение, непосредственный и мгновенный эмоциональный отклик на происходящее. Композитор  первоначально обозначил, что под конкретным содержанием Симфонии-баллады ”надо понимать как личное моё отношение: смутные предчувствия пронизывают прекрасную безмятежную жизнь, затем всё погружается в жуткий мрак и страдания; возникающие силы сопротивления дают надежду на освобождение, а разражающиеся  в финале резкие столкновения приводят к освобождению и гимну победы. ” Но этот автор, как всегда, строг к себе: ”Грубо - так в музыке всё, конечно, гораздо складнее”. Впоследствии он сам  снял и подзаголовок (“Об Отечественной войне 41-го года”), и текстовое объяснение программы, оставив слушателя наедине с музыкой, делая его самостоятельно мыслящим и давая возможность каждому пережить через музыку свои  личные ощущения.
Старший современник Мясковского - Р.М. Глиэр (1875-1956), знаменитый композитор и педагог, один из духовных лидеров нашей культуры, написал в эвакуации в 1943 году удивительное по чуткости и изяществу сочинение - концерт для колоратурного сопрано и оркестра. Казалось бы, образный строй концерта далёк от ужасов войны. Но печальная лирика первой части и наилегчайшие настроения второй создали для людей трепетный образ  - мечту о светлой мирной жизни, о чистой красоте и счастье.
Гениальный музыкальный мыслитель  Д.Д. Шостакович (1906-1975) создал в годы войны два монументальных симфонических полотна, ставших всемирно известными: 7-ю “Ленинградскую” (1942) и 8-ю (1943) симфонии. Замысел 9-ой симфонии (1945) первоначально был грандиозен: предполагалось создать оду Победе с участием хора и солистов и огромного оркестра. Но в процессе работы композитор изменил концепцию, обозначив главную идею сочинения, как “вздох облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее”. Вот почему в симфонии так много светлых  настроений, звучащих убедительным контрастом вдумчивым внутренним драматическим музыкальным  монологам .
В концерте прозвучит и мировая премьера сочинения нашего современника, известного петербургского композитора Игоря Воробьёва (р. 1965) специально созданная к 75-летию Сталинградской битвы для волгоградского оркестра. ”Остаётся лишь свет” - строка греческого поэта Яниса  Рицоса, обозначающая  один из главных смыслов сочинения: за любой трагедией следует очищение, наполняющее человеческую душу теплом сострадания и благодарности. Сама же поэма стремится не столько иллюстрировать героические события, сколько запечатлеть их современное видение. Произведение строится на контрастах  лирической кантилены, рисующей  образ Родины, и холодной звукописи органа, символизирующей величественный но враждебный ныне мир. В разработке музыкального повествования мы услышим и образы вражеского нашествия, обозначенные  через ритмы немецких военных маршей. В пике кульминации, когда образ Родины вытесняет образ Врага, происходит символическое переключение ритма времени. Слушатель словно переносится в наши дни. Поэма заканчивается тихой кодой, в которой сосредоточена главная мысль произведения: боль утраты никогда не стихает, как не стихает тревога за будущее. (АНДРЕЙ  АНИХАНОВ)

Солистка Наталья Дмитриевская (сопрано, г. Ростов-на-Дону)
По окончании Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова (специальность «сольное пение»)  в 2004 году была приглашена в Ростовский музыкальный театр.
Лауреат международных конкурсов: им. М.И.Глинки  (2005), оперных певцов Галины Вишневской (2006), вокалистов им. Бориса Христова ( г. София, Болгария, 2015).
С 2010 года - приглашенная солистка Большого театра ( г. Москва).
Н. Дмитриевская неоднократно выступала в Кисловодской государственной и Ростовской государственной филармониях с концертом Р. Глиэра для колоратурного сопрано с оркестром;  принимала участие в концерте с Ростовским академическим оркестром ("Колокола" С.В. Рахманинова), в концерте "Exsultate jubilate" Mozart с дирижером Маурицио Донес ( Италия, 2006). Сотрудничала с Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н.П.Осипова (Московская государственная филармония).
С успехом прошли её зарубежные гастроли в Японии,  Великобритании,  Ирландии,  Испании,  Италии,  Португалии,  Австрии,  Польше,  Венгрии,  Финляндии.  Выступала с выдающимися музыкантами, среди которых режиссер Энтони Макдональд , дирижеры Кристофер Мулдс, А. Поляничко;  В. Понькин;  А. Аниханов;  А. Анисимов; А. Богорад; А. Соловьев и др.

телефоны: 38-66-00, 38-66-05, 98-52-24
сайт: www.volgogradfilarmonia.ru