V Фестиваль имени Н. Н. Калинина профессиональных народных оркестров России

Галина ИВАНКОВА: «Мы, прежде всего, артисты…»
Волжский русский народный оркестр «провез» фестиваль по городам России
Во второй половине апреля в городах-героях и городах воинской славы – Белгороде, Брянске, Смоленске, Туле, Орле и Воронеже – прошел V Фестиваль имени Н. Н. Калинина профессиональных народных оркестров России, посвященный 70-летию победы в Сталинградской битве. Инициатором и главной движущей силой его стал Волжский русский народный оркестр Волгоградской филармонии, совершивший гастрольный тур по этим городам. Оркестр с большим успехом представил программу и в Волжском. Впечатлениями о фестивале поделилась художественный руководитель Волжского русского народного оркестра, заслуженная артистка России Галина Иванкова.


– Галина Геннадьевна, почему была выбрана «выездная» форма проведения фестиваля?
– Это необычно, интересно. Оркестр давно никуда не выезжал, а гастроли – это возможность проявить себя и своего рода школа для коллектива. Трудная, но необходимая. График был очень напряженным, мы постоянно были в пути, переезжая на автобусе из города в город: приехали, дали концерт, переночевали в гостинице, на следующий день – новый город и концерт. А в Смоленске даже не ночевали, сыграли концерт – и на автобус, в Тулу.
– Почему именно эти города вошли в маршрут?
– Смоленск и Тула – города-герои, Белгород, Брянск, Орел и Воронеж – города Воинской славы. Значимым критерием стало то, что во всех этих городах есть профессиональные оркестры русских народных инструментов, в судьбе которых, как и в судьбе нашего коллектива, важную роль сыграл Николай Николаевич Калинин.
– Такой напряженный график, наверное, утомителен?
– Конечно, усталость есть. Но знаете, везде была настолько мощная эмоциональная отдача зала, что откуда-то брались новые силы. Например, в Брянске, когда после исполнения «Поклонимся великим тем годам» весь зал встал со слезами на глазах… Такие моменты очень дороги для каждого музыканта. Первое отделение нашей программы под названием «Сталинград – Берлин – Победа» подготовлено вместе с режиссером Борисом Павловичем Естриным и посвящено теме Великой Отечественной войны. А эта тема не может не трогать. И каждый раз, когда заканчивалось первое отделение, переполняло чувство гордости за наш героический город.
– Во втором отделении оркестр выступал с коллективами принимающих городов, как успевали репетировать?
– Второе отделение, уже собственно фестивальное, мы назвали «Серебряные струны лазоревого края». И его наполнение варьировалось в каждом городе. В Белгороде и Смоленске с нашим оркестром выступали местный дирижер и солисты. В Брянске и Орле мы выступали вместе с оркестрами-«хозяевами»: по очереди играли свои произведения, а затем, естественно, совместную программу. А в Туле на сцене вообще было три оркестра, потому что в этом городе два профессиональных оркестра народных инструментов. В Тулу приезжала вдова Николая Николаевича, заслуженная артистка России Татьяна Васильевна Калинина, что, разумеется, стало знаковым событием для всех участников фестиваля. Ну а в Воронеже нас встречали наши давние друзья – коллектив «Воронежские девчата». Практически со всеми коллективами у нас хорошие творческие связи, так что проблем с тем, чтобы «сыграться», не возникало.
– Не возникло желание взять что-то из репертуара «хозяев»?
– Мы не услышали ничего такого, что хотелось бы «позаимствовать». Честно. Каждый оркестр, безусловно, имеет свое лицо, свою изюминку. Но без ложной скромности могу сказать: из того, что мы видели, наш оркестр на сегодняшний день – лучший. В жизни каждого коллектива бывают спады и подъемы. И сегодняшний уровень Волжского русского народного оркестра свидетельствует о том, что мы на верном пути, развиваемся. И, дай Бог, чтобы это так и продолжалось. Зрители говорили о нас: «Какой живой оркестр, все улыбаются». А я отвечаю: «А как же, профессия-то наша как называется? «Артист оркестра», то есть первое слово «артист», а потом уже «оркестра». Хочется отметить солистов, которые вместе с нами участвовали в фестивале: лауреат международных конкурсов Наталья Долгалева (народный вокал), солисты «Царицынской оперы» Елена Плешакова (сопрано), Алексей Бублик (баритон), Виталий Ревякин (тенор). Замечательные талантливые ребята, Елена, Алексей и Виталий профессионально росли на наших глазах, у нас с ними накоплен интересный репертуар. Выпускница Гнесенки Наталья Долгалева сотрудничает с оркестром не так давно, но это буквально находка для нашего коллектива.
– Каковы впечатления от посещенных городов, успели ли что-то увидеть?
– Белгород показался очень чистым и уютным, даже не верится, что в этом городе могла произойти трагедия, о которой так много говорят. В Брянске наша гостиница находилась на площади между двумя красивейшими церквями. Что же касается филармоний, то они разные и по архитектуре, и по техническому оснащению. В Орле, например, зал с потрясающей акустикой, все звучит великолепно. Экскурсий при таком графике, разумеется, не было. Вообще, я поняла, что после трех концертов подряд музыкантам надо давать хоть немного отдохнуть. В таком режиме, как мы, работать не скажу что невозможно, но невероятно тяжело. Но благодаря нашим музыкантам, здоровой атмосфере в коллективе все прошло хорошо. Теперь вспоминаем и удивляемся: фестивальная неделя промелькнула, как один день.
Ирина БЕРНОВСКАЯ

Источник: «Грани культуры»