Царицын
Истоки филармонической жизни Волгограда берут начало в музыкальной культуре Царицына начала XX века. Ее расцвет во многом был связан с меценатской деятельностью царицынских купцов – Репниковых, Серебряковых, Лапшиных, имевших, наряду с многомиллионным состоянием, благородное стремление быть полезными Отечеству. На свои средства они строили не только заводы и фабрики, но церкви и гимназии, театры и кинотеатры. Купцы создавали оперные антрепризы, приглашали в Царицын звёзд российской и европейской музыкальной сцены, мечтали об открытии в Царицыне народной консерватории и выступали в оперных спектаклях.
Так на сцене театра «Конкордия», выстроенного фабрикантом, оперным антрепренером и певцом Владимиром Михайловичем Миллером, блистали: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Александр Пирогов, солисты Императорского Мариинского театра Медея и Николай Фигнеры. В дореволюцинном Царицыне гастролировали: симфонический оркестр С.А. Кусевицкого, капелла Д.А. Агренева-Славянского, известные зарубежные музыканты: Брюссельский струнный квартет, примадонна Миланской оперы Бьянка Мартинелли и многие другие. После открытия в 1910 году Царицынского отделения Императорского Русского музыкального общества и Музыкальных классов при нем (1911), с общедоступными концертами стали выступать их учащиеся и преподаватели. В одном из таких концертов публике был представлен первый в истории Царицына любительский симфонический оркестр: в его исполнении под управлением Александра Васильевича Лапшина, потомственного почётного гражданина Царицына, сына купца-миллионера и наследника крупнейшего состояния, любителя и знатока музыки,  прозвучали части из Пятой симфонии Бетховена.
Сталинград
Революция 1917 года и драматические события гражданской войны кардинально изменили ход истории и течение музыкальной жизни Царицына (с 1925 года - Сталинграда), в которой начался пролетарский период.
Важной вехой в становлении филармонических традиций города стал 1935 год. Именно тогда в Сталинград по приглашению властей для создания симфонического оркестра приехал знаменитый музыкант, основоположник советской дирижерской школы Лео Морицевич Гинзбург. По его рекомендации первым дирижером Сталинградского симфонического оркестра стал австрийский музыкант Курт Адлер. В состав оркестра вошли 48 музыкантов, приглашенные из Ленинграда, Саратова и Москвы. Дебютный сезон, открытый в ноябре 1935 года, был насыщен шедеврами русской и зарубежной симфонической классики. 1 июля 1936 года состоялось открытие Сталинградского отделения Государственной филармонии. В том же году появилась и профессиональная хоровая капелла, реорганизованная из народно-художественной. Сталинград все чаще посещали приглашенные солисты: оперные певицы – солистки Большого театра Мария Максакова, Валерия Барсова; скрипач-вундеркинд Буся Гольдштейн, пианист Григорий Гинзбург и многие другие известные исполнители.
Первый филармонический сезон принес перемены: вместо уехавшего из России К. Адлера, дирижером оркестра становится Бруно Исидорович Берман, незадолго до того организовавший симфонический оркестр в Ростове-на-Дону. Во второй половине 1930-х годов со Сталинградским симфоническим оркестром выступают многие выдающиеся мастера отечественного исполнительства: струнный квартет им. А.К. Глазунова, пианисты Я. Зак и П. Серебряков. Но, несмотря на творческие успехи, оркестр столкнулся с целым рядом проблем и осенью 1940 года был ликвидирован.
В самом начале Великой Отечественной войны многие члены творческого коллектива филармонии ушли на фронт. Оставшиеся артисты организовали агитбригады, активно выступавшие перед бойцами, защищавшими Сталинград. Агитбригадами филармонии за первые годы войны было дано около 750 концертов. Среди участников фронтовых агитбригад особо отличились: Г.С. Герцев (директор), Д.И. Зубовский, Е.В. Леер.
После героической Победы Советских войск в 1943 году академическое искусство начало возрождаться. Первой была создана хоровая капелла, руководителями которой стали Александра Романова и Александр Полянский, организовавшие сотни выездных мероприятий и концертов в Сталинграде. На базе капеллы возникла послевоенная филармония. В ее состав в 1950-е годы вошли артисты классического и эстрадного направлений, просветительский музыкальный лекторий, театры марионеток и кукол, камерные ансамбли и молодежные творческие коллективы. В репертуаре артистов Сталинградской филармонии были широко представлены произведения советских композиторов и народные песни, а также эстрадные программы, поставленные режиссерами городских театров.
Волгоград
Период 1960 х – 1980-х годов можно назвать «золотым веком» филармонии. С начала 1960-х годов активно велась фестивальная деятельность. Всесоюзную известность получил фестиваль «Искусство городов-героев», посвященный празднованию разгрома немецко-фашистских войск на Волге.
В 1967 году в структуру филармонии вошли оркестр русских народных инструментов, театр художественного слова «Наследники», хореографическая группа. В 1971 году по итогам государственной аттестации Волгоградская областная филармония становится одной из лучших в РСФСР.
После открытия в Волгограде Дворца спорта, начинаются гастроли крупных коллективов: эстрадно-симфонического оркестра под управлением Ю. Силантьева, Московского мюзик-холла, народного артиста СССР М. Магомаева с эстрадным оркестром, японского варьете, аргентинской актрисы Лолиты Торрес в сопровождении ленинградского эстрадно-джазового оркестра и др. В 1985 году в филармонии появляется отдел детских программ.
Музыкальная жизнь Волгограда кардинально меняется в 1987 году, когда в город для создания симфонического оркестра приглашается известный российский дирижер Эдуард Афанасьевич Серов (1937–2016). В 1989 году в комплексе Речного порта в центре Волгограда открывается Центральный концертный зал на 1025 мест, где симфонический оркестр получает собственный зал с концертной сценой. С 1987 года выступления камерного и полного состава симфонического оркестра проводятся на регулярной основе, а за последующие тридцать лет Э.А. Серовым формируется колоссальный по охвату разножанровый концертный репертуар. Среди известных мастеров музыкального искусства, работавших с Волгоградским симфоническим оркестром, в 1995 году получившим высокое звание академического, дирижеры: Ф.Мансуров, С.Скрипка, Д.Лисс, В.Чернушенко, М.Федотов, З.Сатмари, Т.Виркхауз; пианисты: Э.Вирсаладзе, Е.Малинин, А.Наседкин, Д.Мацуев, Э.Родригес; органисты: Г.Гродберг, Р.Абдуллин, О.Янченко, Е.Лисицына; скрипачи: И.Бочкова, В.Пикайзен, С.Стадлер; вокалисты: Е. Образцова.
Под управлением народного артиста РСФСР Э.А. Серова Волгоградский академический симфонический оркестр покорил лучшие российские и зарубежные концертные залы. На протяжении тридцати лет этот творческий коллектив является одним из крупнейших профессиональных коллективов в регионе. Определяя основные векторы развития музыкального искусства Волгограда и Волгоградской области, оркестр бережно хранит и развивает замечательные традиции отечественных исполнительских школ.
В 2017 году главным дирижером Волгоградского академического симфонического оркестра стал известный музыкант, выступающий на лучших российских и европейских концертных сценах – заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ Андрей Анатольевич Аниханов.
Отметившая 80-летний юбилей Волгоградская филармония, ежегодно проводит на своей сцене десятки концертов с участием авторитетных музыкантов и талантливой творческой молодежи. Помимо классических программ слушатели могут познакомиться с музыкальным искусством самых разных жанров и направлений: академической классикой, эстрадой, джазом, фольклором и многими другими. Активно проводится работа по формированию детской и молодежной слушательской аудитории. При этом главным критерием работы Волгоградской филармонии остается высокий профессиональный уровень исполнительства.
Волгоградская филармония, находясь в постоянном творческом поиске, бережно хранит и развивает замечательные традиции отечественных исполнительских школ, передает духовный опыт от поколения к поколению, выполняя главные задачи музыкального искусства: воспитывать человека приобщением к Прекрасному, пробуждать души и трогать сердца.