Хоровая капелла Волгоградской областной филармонии Волгоградская хоровая капелла - старейший коллектив Волгоградской областной филармонии. В феврале 1943 года Советские войска одержали историческую Победу под Сталинградом, а уже  весной, в мае, было объявлено о наборе хоровой капеллы. Сначала это был женский коллектив. В тесной комнатке репетировали 40 выживших в дни сражений девушек. Они выступали в госпиталях, селах, восстанавливаемых клубах. Капелла росла вместе с разрушенным Сталинградом.  Она положила начало возрождению искусства в городе, на базе капеллы была организована послевоенная  филармония. Первыми руководителями капеллы были дирижер Александр Полянский и молодая выпускница из Москвы Александра Романова, возглавлявшая коллектив в 1945-53 годах. Позже Александра Ивановна долгое время преподавала в Волгоградском училище искусств и многие из ее учеников в разные годы работали и до сих пор работают в капелле.


В 50- годы Хоровая капелла расширила свой репертуар, получив заслуженную популярность у зрителей. В ее программах зазвучала русская классика, произведения советских композиторов, русские народные песни, народные песни братских республик. Капелла вместе с другими  коллективами филармонии принимала активное участие в вокально-хореографических постановках: « У околицы», «Молодая гвардия», «Фестивальная», выступала на площадках Городского сада, Парка культуры и отдыха на Бакалде, обслуживала стройки Волго-Донского канала и Гидростроя. С 1953 по 1963 г. дирижерами хоровой капеллы  были  Н.И. Архипова, С.Комяков, С.Н.Николаев, Е.Таланов, Емельянов.
В период с 1963 по 1967  годы художественным руководителем хоровой капеллы был Заслуженный деятель искусств Латвии Яков Абрамович Абрамис. Будучи отличным музыкантом, он привил капелле высокопрофессиональную  исполнительскую манеру, артистизм, особенно в произведениях a cappella, над которыми дирижер мог работать часами. Будучи замечательным пианистом, дирижер иногда сам аккомпанировал хору на репетициях и концертах. «Яков  Абрамис был строгим руководителем, требовал точного беспрекословного исполнения всех указаний во время работы, но по-отечески относился к артистам во внерабочее время» – говорят   те, кто с ним работал. Под его руководством капелла объехала с концертами большое количество городов Сибири, побывала на Кубани, много концертов было дано по Волгоградской области. В 1966 г. в хоровую капеллу пришел молодой хормейстер, выпускник Горьковской консерватории Леонид Алексеевич Пономарев. Для него Я. Абрамис устроил настоящее испытание, что называется, на соответствие профессии: капелла выехала в область, первый концерт провел сам маэстро, а вечером сказал молодому дирижеру: «Завтра этим концертом дирижируете Вы».  Надо признать, вчерашний студент хорошо справился с поставленной задачей и получил своеобразное «боевое крещение». Л.А.Пономарев проработал главным хормейстером хоровой капеллы 21 год. Ему принадлежит заслуга первого исполнения в Волгограде сложнейшей партитуры И.С. Баха «Магнификат» в 1985 году. Отличный музыкант и неутомимый труженик, упорный и настойчивый в достижении задач, каждодневно встававших перед коллективом, ныне Заслуженный артист РФ, он до сих пор служит хоровому искусству, являясь главным хормейстером Волгоградского музыкального театра.
В 1967 г. дирекция филармонии пригласила в Волгоград известного   в стране дирижера, талантливого музыканта, выпускника Киевской консерватории Ивана Эммануиловича Лупола. За его плечами был уже большой жизненный и творческий путь: фронт (награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией»), руководство известнейшим коллективом – Государственной академической хоровой капеллой «Трембита». С именем этого человека связана дальнейшая 20-летняя история хоровой капеллы. За этот период значительно обогатился репертуар хоровой капеллы, возрос исполнительский уровень (в коллектив приглашались выпускники вокальных отделений музыкальных вузов страны), расширилась гастрольная география, охватившая практически всю территорию СССР. Традиционным стало сотрудничество со многими симфоническими оркестрами страны, а именно: Самары, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Томска, Одессы, Донецка и др. Волгоградская капелла одной из первых в стране  осуществила исполнение кантаты С. Монюшко «Крымские сонеты» с Молдавским государственным оркестром. С Новосибирским симфоническим оркестром под управлением Василия  Синайского (будущего мэтра отечественного хорового искусства) капелла исполняла кантату «Иоанн Дамаскин» С.Танеева, С Донецким оркестром в исполнении Волгоградской хоровой капеллы прозвучала «Месса G-dur» Ф. Шуберта. Творческое содружество с Саратовским симфоническим оркестром способствовало исполнению произведений Г.Свиридова («Патетическая оратория», поэма «Памяти Сергея Есенина», «Весенняя кантата»), Л. Керубини «Реквием», а также дало возможность впервые прозвучать кантатам волгоградских композиторов М. Кацнельсона, А. Климова, В. Семенова. Особенное внимание И.Э. Лупол уделял программам песен о войне. Он сам делал переложения известных и популярных песен, с которыми хоровую капеллу с неизменной теплотой принимали на всех площадках города и области. Такие концерты никого не оставляли равнодушными, зрители плакали в зале, артисты отдавали часть своей души ветеранам войны, их семьям и конечно, тем, кто погиб, защищая мир на земле. В 1972 году успехи творчесчкой деятельности И.Э Лупола были отмечены присвоением ему почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1984 г. Волгоградская хоровая капелла участвовала в смотре- конкурсе академических камерных хоров и капелл, где прошла во второй тур. На заключительном концерте в концертном зале им П.И. Чайковского в Москве Волгоградская капелла вступала под руководством дирижера-хормейстера Л.А. Пономарева и получила звание дипломанта смотра-конкурса академических хоровых коллективов России. Дипломом был награжден и сам Л.А. Пономарев.
Каждый дирижер, работавший в Волгоградской хоровой капелле, вносил свой вклад в формирование творческой манеры коллектива и его репертуар. Так, прекрасный музыкант и дирижер Игорь Андреевич Журавленко, руководивший капеллой в 1987-88 гг. в кратчайшие сроки создал ряд  новых ярких программ, обратил внимание слушателей на целый пласт русской духовной музыки и западной музыки эпохи Возрождения и барокко, редко исполняемой в те годы. И.А. Журавленко – «настоящий художник, который постоянно находил забытые или никогда прежде не исполнявшиеся произведения. Он работал в библиотеках, находил какие-то интересные новые партитуры, «горел» сам и увлекал весь коллектив» – вспоминают артисты. Конечно, для исполнения такой музыки нужна была особенная вокальная манера, которую дирижер и вырабатывал у артистов. Над произведениями XVI-XVIII вв. артисты работали с удовольствием и интересом, осваивая новую для себя страницу музыкальной истории. Капелла много ездила по районам Волгоградской области, пропагандируя лучшие образцы мировой музыкальной классики, гастролировала на лучших концертных площадках Москвы с произведениями Я. Аркадельта, Ф. Анерио, Дж. Гастольди, Дж. Перголези, Дм. Бортнянского, С. Рахманинова. А. Веделя и др.
90- е годы – это сложный период не только для капеллы, но и для филармонии, и для всего концертно-исполнительской искусства страны. Капелла претерпевает ряд организационных изменений: она была трансформирована сначала в Большой хор филармонии, затем в Камерный хор (в этом формате капелла просуществовала вплоть до 2011 г.). Из коллектива выделяется в самостоятельную творческую единицу вокальный ансамбль «Экспромт» под управлением Татьяны Артемовны Мощевитиной. Но творческий путь капеллы продолжается, несмотря на эти преобразования.
С именем Михаила Юрьевича Капланского – выпускника Уральской Государственной консерватории, заслуженного деятеля искусств Марийской АССР – связано создание самостоятельной концертной организации «Волгоградская хоровая капелла» и решение новых для коллектива творческих задач – таких, например, как постановка театрализованных концертных композиций. Под управлением М. Ю. Капланского хоровая капелла начала исполнять произведения современных композиторов В. Гевиксмана, А. Эшпая, Л. Бернстайна. «Не имея от природы  хорошего голоса, он руками и душой умел сделать красивый вокальный звук в хоре» – говорят артисты. М.Ю. Капланский очень тщательно работал над музыкальным материалом, выстраивая буквально каждый аккорд, рельефно прорисовывая каждую мелодическую фразу. Вокальный стиль капеллы заблистал при нем новыми гранями. Продолжалось и сотрудничество с симфоническими оркестрами страны, появлялись новые международные связи. Так, в 1990 г. с Саратовским оркестром хоровая капелла исполняет «Чичестерские псалмы» Л. Бернстайна под управлением дирижера из США Сары Колдуэлл. В эти годы капелла много гастролировала по Советскому Союзу с вокально-симфонической музыкой. В 1989 –1995 годах хормейстерами капеллы работают  Серегин Ю.И. (артист капеллы с 1979 г.), Луговская О.Р. и пришедшая в 1988 г: Мощевитина Т.А. – выпускница Ростовского института, дирижером – Воеводина Е.Г., окончившая Горьковскую Консерваторию им. М.И. Глинки
В 1993 г. хоровая капелла получила приглашение на первые зарубежные гастроли в Германию, но обстоятельства складываются так, что пост художественного руководителя покидает М. Ю. Капланский и коллектив остается без руководителя. Идет поиск нового дирижера, но капеллу ждут с концертами в Германии. В это непростое время молодые специалисты Т. Мощевитина и Е. Воеводина проявили себя  как отличные музыканты и организаторы. Они за короткий срок  подготовили гастрольную программу, состоящую из произведений русской и зарубежной классики. В качестве художественного руководителя и главного дирижера для завершения подготовительной работы и объединенияпрограммы в единую концепцию был приглашен высокопрофессиональный дирижер, великолепный музыкант, руководитель хора Волгоградского училища искусств им. П.А. Серебрякова, заслуженный работник культуры РФ Б.К. Плеханов. Первая зарубежная поездка хоровой капеллы прошла с большим успехом. Слушатели с восторгом принимали исполнение русских народных песен, которые маэстро Плеханов чувствовал и передавал через хоровое пение, как никто другой.
Летом 1994 г. руководителем хоровой капеллы был назначен молодой дирижер и композитор Владимир Примак – выпускник Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова. В 1995  – 1999 гг. капелла тесно сотрудничает с известным московским органистом и композитором Олегом Янченко. В 1995 и 1996 гг. проходят успешные гастроли во Франкфурте-на-Майне (Германия), где капелла исполняет русскую духовную музыку, хоровой цикл В. Примака «Цепь Степана Разина», участвует в торжественных церковных службах совместно с немецкими хорами. В Москве проходит первое исполнение серьезного полотна О. Янченко «Слово о полку Игореве». В Волгограде капелла исполняет ряд произведений с Волгоградским академическим симфоническим оркестром под управлением Народного артиста РФ Эдуарда Серова:   «Кармина Бурана» К. Орфа, «Реквием» Дж. Верди,  «Stabat mater» Дж. Россини и Й Гайдна.  Продолжается и сотрудничество с волгоградскими композиторами А. Климовым (цикл «Над Русью бьют колокола»), П.Морозовым (сочинения на духовные тексты), В Примаком (цикл «Скифское»)  .
В 1999 году в хоровую капеллу возглавилЗаслуженный деятель искусств РФ Борис Константинович Плеханов. Под его руководством коллектив записывает два диска: программу, состоящую из русских народных песен и хоровой цикл Анатолия  Климова на стихи  Сергея Есенина «Отзвуки сердца». Обновляется репертуар коллектива. С Волгоградским Академическим симфоническим оркестром звучат произведения современных композиторов, работающих в новой музыкальной стилистике: «История доктора Фауста» А. Шнитке, «Воскрешение Лазаря» Ф Шуберта  – Э. Денисова, «Реквием» Э. Ллойда Уэббера, «Военный реквием» Б. Бриттена, «В лесах Амазонки» Э. Вила Лобоса и др. Состоялась гастрольная поездка в Кисловодск, Пятигорск и  Ессентуки, где совместно с Государственным хором Республики Калмыкия и оркестром филармонии на Кавминводах  волгоградская капелла участвовала в исполнении 9-й симфонии Бетховена, а также исполняла сольную программу из хоровых романсов и народных песен.
В 2003 году проходит большой концерт, посвященный 60-летию хоровой капеллы. Помимо волгоградского симфонического оркестра, капелла сотрудничает с Волжским оркестром русских народных инструментов им. Н.Н. Калинина под управлением Заслуженной артистки РФ Галины Иванковой. С этим коллективом капелла исполняет «Свадебные песни» Ю. Буцко, «Курские песни» Г. Свиридова. В 2004 году состоялись гастроли хоровой капеллы совместно с Волгоградским симфоническим оркестром в городах Германии Бонне и Кельне, где были исполнены 9-я симфония Бетховена, «Мессия» Генделя, «Реквием» Дворжака, Половецкие пляски из оперы Бородина «Князь Игорь», а также сольные концерты с a’капельной музыкой.
С 2005 по 2011 г капеллой руководил преподаватель кафедры хорового дирижирования института искусств им. П.А.Серебрякова Юрий Александрович Панфилов. Выпускник Горьковской консерватории им. М.И. Глинки, тонкий музыкант с «поющими» руками,  Ю.А.Панфилов добивался от коллектива хорошего легато, точного вокального и штрихового исполнения произведений разной стилевой направленности. Хормейстерами в 2001-2011 гг. работали Луговская О.Р.и Токмакова С.Ю.. Капелла дает сольные концерты с программами «Хоры из опер русских и западноевропейских композиторов», «Русская духовная музыка», «Хоровая музыка В.Калистратова», кантата «Стенька Разин» для солиста и хора В. Калистратова под управлением автора. С оркестром русских народных инструментов прозвучали произведения А. Беляева: рождественская кантата «Матушка Мария», «Российские канты», «Ямщицкие песни»,   «Поэма памяти Сергея  Есенина»,  в рамках детского абонемента – театрализованная постановка, основанная на музыке П. И. Чайковского к сказке «Снегурочка». Хоровая капелла – неизменный участник учрежденного  в 2008 г. и ставшим традиционным Международного новогоднего  фестиваля искусств «Con brio». В 2010 г. при участии хоровой капеллы состоялось первое исполнение в России произведения П.Маккартни«Ecce cor meum».
В 2009 г. хоровая капелла отметила 65-летие  творческого пути.
В 2011 году Камерный хор филармонии возродился в статусе Волгоградской хоровой капеллы.  Полностью обновился художественно-руководящий состав коллектива.   Художественным руководителем стал приглашенный из   Москвы дирижер, лауреат международных конкурсов Алексей Викторович Малый, главным хормейстером – руководитель учебного хора Волгоградского социально-педагогического университета им. А.С. Серафимовича Александр Петрович  Лаврушкин,   хормейстером – заслуженная артистка РФ Татьяна Артемовна Мощевитина. В капеллу стали вливаться новые молодые кадры: студенты и выпускники волгоградских вузов. В репертуаре капеллы появились новые произведения – в частности,  обработки итальянских народных песен, джазовые композиции Дж. Гершвина, Д. Эллингтона. Коллектив продолжает развиваться и осваивать новые горизонты в  многообразии мирового музыкального искусства.