Комитет культуры Волгоградской области
Волгоградская филармония
Сезон 2023 – 2024 гг.

Концертный зал Волгоградской филармонии

Открытие концертного сезона

А. Глазунов «Лирическая поэма»
Д. Шостакович Концерт для фортепиано с оркестром № 1
А. Скрябин Симфония №3 («Божественная поэма»)

Волгоградский академический симфонический оркестр
Солист Сергей Давыдченко (фортепиано,Ростов-на-Дону)
Дирижер Андрей Аниханов

Летний антракт завершен, и Волгоградский академический симфонический оркестр и маэстро Андрей Аниханов  приглашают любителей классической музыки на открытие концертного сезона. В программу, которой прославленный симфонический коллектив начнет новый сезон, вошли сочинения русских композиторов: Александра Глазунова, Дмитрия Шостаковича, Александра Скрябина. Каждый из этих художников внес свою лепту в то великое дело, которое видный отечественный музыковед А. Д. Алексеев определил как «достройку монументального здания русского искусства XIX века».  И если Глазунов, продолжая  традиции композиторов  «Могучей кучки» и Чайковского,    сумел передать их заветы музыкантам новой эпохи и заложил основы советской композиторской школы, то Шостакович стал той фигурой, которая оказала колоссальное влияние на развитие музыки в XX веке, он  обновил музыкальный язык своей эпохи  и создал практически эталон современного звучания  симфонической  и камерной музыки.     Скрябин же, с его  идейными исканиями и новаторством в области  музыкального языка, по сути предвосхитил пути, по которым шел и развивался  музыкальный авангард 20-го века.  
 «Лирическая поэма» Александра Глазунова принадлежит перу молодого автора, Александр Константинович написал ее в 1883 году, в 18 лет.  Это произведение занимает особое место в раннем творчестве «молодого Самсона», как с легкой руки музыкального критика и публициста Владимира Стасова называли Глазунова   - за необыкновенную свободу творчества, легкость сочинения и яркую индивидуальность.  «Лирическая поэма» полна поэзии, благородства, чистой романтики юношеской души. Композитору это сочинение было дорого и потому, что с ним связан его дебют как дирижера.  
Первый фортепианный концерт   Дмитрийя Шостаковича   был создан к открытию очередного сезона Ленинградской филармонии, премьера   состоялась 15 октября 1933 года в Большом зале филармонии под управлением Ф. Штидри. За роялем был автор. Почти сразу концерт вошел в репертуар не только советских, но и иностранных исполнителей, и по сей день это один из самых часто исполняемых фортепианных концертов как в нашей стране, так и за рубежом.   Прекрасный пианист (Шостакович принимал участие в I Международном конкурсе им. Шопена), он отлично чувствовал и понимал природу   рояля, поэтому от солиста в этом произведении требуется незаурядная виртуозность;     немалая роль отведена и  партии солирующей трубы, ведь в финале оба солиста попадают в настоящий водоворот  головокружительного, бурлящего потока музыки. Это сочинение – очень разнохарактерное,  живое,  неординарное – буквально нашпиговано различными цитатами из музыкальных опусов других авторов, оно полна авторской  иронии,   как будто композитор хочет в музыке выразить то, что однажды высказал как свое кредо:  «Я хочу отвоевать законное право на смех в так называемой «серьезной» музыке. Когда слушатель громко смеется в моем симфоническом концерте, меня это нисколько не шокирует, напротив — радует».
Скрябин сумел воплотить в музыке идеи русского символизма.  Третью Симфонию («Божественную поэму») он писал почти три года, с 1902-го по 1905-й.   Александр Николаевич стремился передать в ней    свои философские идеи, в основе которых лежала мысль о божественном смысле творчества и о преобразующей миссии художника.    Не зря   современники   называли   его властителем дум, остро чувствуя, что «в исступленно-творческом порыве он искал не нового искусства, не новой Культуры, а новой земли и нового неба. У него было чувство конца всего старого мира, и он хотел сотворить новый Космос». (Н. Бердяев).

Специальный гость вечера – пианист Сергей Давыдченко (г. Ростов-на-Дону).  Одаренного молодого музыканта, студента Ростовской Государственной консерватории им. С. Рахманинова (класс профессора С. Осипенко) уже назвали главным открытием состоявшегося в июне 2023 года XVII Международного конкурса им. Петра Ильича Чайковского.  Участие в грандиозном исполнительском марафоне пополнило его копилку многочисленных лауреатских званий еще одной наградой – золотой медалью и Первой премией одного из самых престижных и трудных музыкальных состязаний.       Меньше года назад Сергей Давыдченко выступал с  ВАСО на концерте, посвященном юбилею оркестра, теперь он приедет уже в статусе триумфатора  конкурса им. Петра Ильича Чайковского.

Внимание!!!
АКЦИЯ для владельцев «Пушкинских карт»:
После посещения трех филармонических концертов по «Пушкинской карте» и  предъявлении в кассу  на них  именных билетов и паспорта, вы можете получить пригласительный билет (на две персоны) на посещение любого выбранного вами филармонического мероприятия при наличии свободных мест.
Все вопросы по телефонам: 38-21-96, 38-66-00

volgogradfilarmonia.ru