Орган

Появление в Волгограде органа, созданного в Чехии в 1982 году и подаренного Чешской республикой городу-герою Волгограду в знак признания его исторических заслуг и братской дружбы двух народов, кардинально изменило развитие музыкальной культуры. В 1988 году второй в России по величине орган фирмы «Ригер-Клосс» (опус 3561) торжественно установили в Центральном концертном зале.
Первый концерт органа с уникальными исполнительскими возможностями (его конструкция включает 65 регистров, 4 мануала и 4899 труб) состоялся 31 марта 1989 года, когда выдающийся отечественный органист XX века Гарри Гродберг пробудил инструмент к жизни. По словам маэстро, «орган — гениальное изобретение человечества, инструмент, доведённый до совершенства. Он действительно способен быть властелином душ. Сегодня, в наше напряжённое, полное трагических катаклизмов время, минуты самоуглублённого размышления, которые дарит нам орган, особенно ценны и благотворны».
Осенью 1989 года начались регулярные органные концерты с участием известных российских и европейских исполнителей. Среди них: Зигмунд Сатмари, Мартин Знадер и Клеменс Шнорр (Германия), Йохан Труммер (Австрия), Софи-Вероник Шоплэн (Франция), Хосе Энрике Айяра Харне (Испания), Алексей Шмитов и Александр Фисейский (Россия).
В начале 1990-х годов на сцене Центрального концертного зала выступал Олег Григорьевич Янченко (1939–2002), выдающийся российский музыкант, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР. Его талант органиста-виртуоза и композиторская самобытность, артистическое обаяние и профессиональный авторитет внесли огромный вклад в развитие и укрепление традиций органного исполнительства в России.
О.Г. Янченко воспитывался в лучших традициях отечественной музыкальной школы у Г. Нейгауза (класс фортепиано Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского), Л. Ройзмана (класс органа) и Ю. Шапорина (класс композиции). В дальнейшем он возглавил ансамбль старинной музыки «Мадригал» и Ассоциацию органистов и органных мастеров России. Олег Янченко обладал колоссальным по масштабу репертуаром: от предшественников И.С.Баха – до сочинений современных композиторов, включая собственные произведения. Многие волгоградцы помнят музыканта по блестящему исполнению сложнейших программ, но его «визитной карточкой» стала фантазия для органа «Dom zu Spayer», сочиненная в 1987 году под впечатлением от величественного кафедрального собора в Шпайере (Германия). По словам друга Олега Янченко, виолончелиста Олега Оловникова: «К музыке Янченко относился как к смыслу жизни. В его музыке напрочь отсутствовала сентиментальность. Почти у любого композитора можно найти сентиментальные темы. Отсутствуют они, пожалуй, только у Брамса, Прокофьева и Янченко — у этих композиторов все точно, глубоко, ничего лишнего… <…> даже в чем-то аскетично. И это при том, что у Янченко была ярко выражена “моцартовская составляющая” — умение быть легким, отчаянным, озорным…»
Крупным культурным событием для Волгограда становилось каждое выступление Олега Янченко в дуэте с Артуро Сакетти, директором радио Ватикана, руководителем государственной телерадиокомпании RAI-2 (Италия), профессором Миланской консерватории. Приезд в Волгоград дуэта известных в Европе музыкантов вызывал аншлаги на органных концертах и продолжительный общественный резонанс.
В память о великом органисте и просветителе Волгоградской филармонией был учрежден международный конкурс органистов им. О.Янченко, проведенный впервые в 2002 году. Второй конкурс в честь его 75-летия состоялся в октябре 2014 года; жюри возглавил один из наиболее авторитетных органистов современности Алексей Михайлович Шмитов, лауреат международных конкурсов, композитор и педагог. Конкурс проводился как серия открытых концертов, в ходе которых представители ведущих российских органных школ исполняли музыку разных стилей и эпох – от барокко и романтизма до наших дней. Конкурсные состязания проводилось как в Центральном концертном зале, где находится большой орган, так и в кирхе музея-заповедника «Старая Сарепта».
Волгоградская филармония поддерживает и укрепляет традиции органного исполнительства серией концертов цикла «На перекрестке звуковых орбит» с участием талантливых органистов: Хироко Иноуэ (Япония), Луки Гаделия (Абхазия), Даниэля Зарецкого и Марины Вяйзя (Санкт-Петербург), волгоградского органиста Владимира Королевского и многих других исполнителей.

«Орган, без сомнения, является самым великим, самым дерзновенно могучим, самым великолепным инструментом, когда-либо созданным человеческим гением. Это целый оркестр, который под искусными руками может все осуществить, все выразить. Это своего рода пьедестал, с которого душа взлетает в мировое пространство, если в своем парении стремится изобразить жизнь, набросать множество картин, преодолеть бесконечной, отделяющую небо от земли. Чем больше вслушивается поэт в величавые гармонии органа, тем яснее он понимает, что только этот стоголосый земной хор может заполнить расстояние между коленопреклоненной паствой и Богом, скрытым за ослепительным сиянием святилища, что это единственный толмач, который в своих силах передать небесам людские молитвы в их неиссякаемом многообразии, все бесчисленные виды земной печали, все оттенки созерцания и экстаза, бурные порывы раскаяния и все прихотливые фантазии верований» (Оноре де Бальзак).

Хранитель органа – член Европейской гильдии органных и фортепианных мастеров “Европиано” Александр КРАВЧУК