Симфонический форум в Екатеринбурге

  В сентябре в Екатеринбурге состоялся большой музыкальный праздник, которому трудно, пожалуй, найти аналог в современной концертной жизни России. Это был II Симфонический форум, собравший на одной площадке в короткий срок сразу семь больших творческих коллективов России, которые девять дней подряд выступали на сцене филармонии с большими сольными программами. Из Москвы на форум прибыл государственный симфонический  оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Регионы представляли, помимо хозяев – Уральского академического  и Уральского молодежного оркестра – филармонические коллективы из Красноярска (дирижер Марк Кадин), Белгорода (Рашит Нигматуллин), Петрозаводска (Мариус Стравинский). Впервые на российском форуме столь грандиозного масштаба явил свое искусство и Волгоградский академический симфонический оркестр. Для нашего любимого оркестра это был своего рода дебют. Дело в том, что волгоградские музыканты, давно и прочно освоившие западные территории (многочисленные европейские турне, выступления в Москве и Санкт-Петербурге для нас обычная практика), впервые направили маршрут своих гастролей так далеко на восток и впервые приняли участие в широкомасштабном смотре симфонического искусства страны вместе с коллегами из других регионов.


Сразу надо отметить, что уральская презентация оркестра получилась в высшей степени удачной, что можно отметить как несомненную творческую победу наших земляков, ведомых твердой рукой маэстро Эдуарда Серова. Для подавляющего большинства зрителей (а среди них, помимо филармонической аудитории Екатеринбурга, было множество музыкантов, журналистов, критиков, менеджеров, организаторов концертного дела из всех регионов России) знакомство с оркестром из Волгограда было абсолютной новинкой, которая обернулась радостным творческим открытием и художественным откровением.
Дирижер Эдуард Серов выбрал для концертов весьма серьезную программу, которую предварительно исполнил в Волгограде в рамках первого концертного абонемента. Замечу, маэстро совершил настоящий творческий подвиг, проведя всю программу наизусть! Это были Третья симфония Брамса, увертюра к опере Вагнера «Тангейзер» и вторая сюита из балета Равеля «Дафнис и Хлоя». Все  три сочинения – сложнейшие, фундаментальные полотна мирового симфонического репертуара, но столь различные (эмоционально сдержанный философичный Брамс, императивно-театральный Вагнер, изысканно живописный Равель), что их соседство в одном концерте создает интереснейший внутренний диалог,  даже диспут композиторских мировоззрений и художественных стилей. Маэстро Серову и оркестру блистательно удалась эта напряженная концертная драматургия.
Оркестр выступил на форуме дважды. Прямо в день приезда, практически без репетиций музыканты играли в одном из постоянных филиалов Свердловской филармонии – в молодом городе уральских атомщиков Заречном. Попутно руководство нашей филармонии и оркестра с интересом познакомилось с практикой «приближения» классического искусства к аудитории из отдаленных районов области, которую вполне можно было бы, при нашей громадной территории, также взять на вооружение. А на другой день волгоградцы выступили на главной сцене региона – в концертном зале Свердловской филармонии, представляющей собою великолепное здание в центре города, истинный храм искусства, согретый благоговейным дыханием  зала. Было чрезвычайно приятно  видеть  аншлаг в тысячном зале – так было, впрочем, и на всех других концертах форума. Заметно, что симфоническое искусство в большом почете в регионе, что посещать серьезные концерты здесь по-настоящему престижно, и эта культурная традиция, взращенная десятилетиями упорной работы, принесла филармонии  благодатные плоды.  Особенно же радостным оказался эмоциональный итог вечера, когда зал, волновавший перед началом концерта своим настороженным ожиданием, в конце буквально взорвался овациями. Публика приветствовала оркестр и нашего седовласого маэстро стоя, чего не было на других выступлениях! Знатоки и любители музыки в полной мере оценили мастерство и вдохновение наших музыкантов, а дирижерское искусство Эдуарда Серова, представляющего ныне старшее поколение великих российских музыкантов,  вызвало всеобщее восхищение. Вот какие отзывы звучали  по «горячим следам» выступления.
«Мне очень понравилась программа, понравился оркестр. Дирижер – настоящий классик старой школы, низкий ему поклон за все, что он сделал для нашего искусства. И поверьте, Волгограду очень повезло, что у вас работает маэстро Серов» (Энхе, главный дирижер Уральского молодежного оркестра). «Меня потряс не только технический уровень, но и уровень духовного состояния коллектива. Слушать его – настоящее наслаждение! Исполнение симфонии Брамса считаю эталонным по мысли, чувству, по стилю… Гениальная дирижерская трактовка истинно проникает в глубинную философию этой музыки…» (Михаил Щербаков, главный дирижер оркестра Самарской филармонии).  «Уровень оркестра… неожиданно великолепен! Настоящее откровение! В этом сезоне мне довелось услышать около 15 лучших оркестров мира – Берлинская филармония, «Концертгебау», Мариинский театр. Поэтому волгоградцев я ждал… скажем, со скептическим отношением. Но вы меня просто покорили, я восторге!» (Дмитрий Степанов, Министерство культуры Республики Коми). «Я получил громадное эстетическое  удовольствие. Знаете, вы показали высший пилотаж симфонической культуры! Возьмите  такой показатель, как  умение в кульминациях сдерживать,  осаживать темп, когда слушатели буквально наполняются энергией, которая переводит действие  в какое-то новое смысловое качество…  Струнная группа просто великолепна. Думаю, можно сопоставить ее звучание с любым московским оркестром. А может, у вас она даже лучше… И конечно, я преклоняюсь перед величием и мужеством маэстро Серова!» (Андрей Устинов, главный редактор Всероссийской газеты «Музыкальное обозрение»).
Волгоградский симфонический вернулся с симфонического форума России с прекрасными творческими итогами, яркими впечатлениями и множеством новых поклонников своего искусства. Превосходное начало концертного сезона! А сколько творческих вершин и побед нас еще ждет впереди!
Марина Колмакова, музыковед, засл.арт.РФ



Опубликовано: 25.10.2012