Волгоградскому органу исполнилось 30 лет

Самому мощному и самому уникальному инструменту Волгограда исполнилось 30 лет. Крупнейший в России орган «Ригер Клосс» opus 3561 был изготовлен в 1982 году чешской фирмой «Ригер Клосс» и подарен городу-герою  Волгограду Чешской Республикой в знак признания его исторических заслуг и братской дружбы двух народов.

Это было знаменательное событие в жизни города. Самый первый концерт дал органист с мировым именем – народный артист России Гарри Гродберг. Именно он стал "крестным отцом" нашего органа, поставив тогда свою подпись под актом приемки инструмента в эксплуатацию и под особым документом, в котором были перечислены все недоделки и недостатки, которые следовало устранить в Центральном концертном зале для того, чтобы музыка величественного инструмента звучала и воспринималась зрителями во всей ее красоте.

Как сегодня чувствует себя этот величественный инструмент? Повлияла ли на его звучание работа в течение трех прошедших десятилетий? Об этом мы беседуем с его бессменным главным хранителем и настройщиком Александром Кравчуком.

-- Александр Андреевич, как известно, у людей голоса со временем меняются, особенно у мужчин--вокалистов. А как сегодня чувствует себя ваш юбиляр? Как звучит орган? Не изменился ли его голос за 30 лет?

-- Нет. В настоящее время орган находится в рабочем состоянии. В месяц у нас бывает по два-три концерта органной музыки. Особенно красиво звучание органа вместе с игрой нашего симфонического оркестра. После окончания каждого выступления органисты обычно дают хорошую оценку звучанию нашего инструмента. Я же неустанно слежу за его состоянием, делаю мелкие профилактические ремонты, провожу настройку перед каждым концертом. Но, как бы то ни было, инструмент уже требует разборки и профилактического обслуживания. Такого, какое проводилось в 2007 году.

Не многие знают о том, что подаренный чехами уникальный инструмент более пяти лет пролежал на складе. И только потом его смонтировали в Центральном концертном зале на речном вокзале -- в не самом удачном для такого инструмента помещении и месте. Это до сих пор утверждают специалисты.

В начале 2007 года "крестный отец"инструмента Гарри Гродберг забил тревогу: "Орган находится в удручающем состоянии!"

Уникальный инструмент неоднократно заливался водой из-за ложного срабатывания автоматической системы пожаротушения. Казаки однажды в пылу пляски так рубанули шашкой, что выхватили из деревянной обшивки органа кусок ценного дерева. Средство лечения израненного инструмента нашли до боли простое: выщербленную рану просто-напросто замазали шпаклевкой, которая держится до сих пор. Инструмент постоянно сотрясался от плясок и громкой музыки из колонок над сценой. Губительными были и броски тяжеленных шаров в размещавшемся по соседству боулинге...

После концерта 10 февраля 2007 года Гарри Гродберг был очень недоволен состоянием инструмента. В интервью "Волгоградской правде" он отметил, в частности, неудовлетворительное звучание лабиальных и микстурных труб, для настройки которых нужно разбирать чуть ли не весь орган, так как подступиться к ним просто так невозможно. С удивлением и даже некоторым раздражением говорил Гарри Яковлевич и о том, что все недоделки и недостатки в организации сцены, влияющие на качество звучания органа, о которых он говорил еще 17 лет назад, так и не были устранены…

Когда наша газета написала об этом, депутаты областной Думы выделили на ремонт органа 1 миллион 280 тысяч рублей. И в августе того же года из фирмы "Ригер Клосс" в Волгоград прибыли два специалиста, которые с участием Александра Кравчука и его ассистента Дениса Фомичева провели полную разборку инструмента. При помощи обычных тряпок и ведер с подогретой водой они в ручную промывали в корыте каждую трубу, потом просушивали и протирали их, а при необходимости выправляли все деформированные части. В финале всей большой профилактической работы чехи настроили инструмент.

С тех пор прошло уже 12 лет.

Главный хранитель продолжает утверждать, что необходимо провести очередной профилактический ремонт органа, и предлагает корреспонденту "Волгоградской правды" вместе с ним осмотреть орган внутри и оценить нынешнее состояние труб и всего инструмента.

Внутреннее помещение органа состоит из трех этажей с шестью комнатами, в которых и размещены все трубы. Проходы вдоль них и между их рядами -- по узким доскам. Протиснуться в неширокие проемы между комнатами можно лишь боком. А подняться с этаж на этаж и спуститься обратно -- по узеньким лестницам.

В нашем органе -- 65 регистров, 4 мануала и 4899 труб. Металлические изготовлены из сплава четырех видов металла: олова, свинца, цинка и серебра. Часть труб – деревянные, они не круглые, а квадратные и сделаны из сосны. Размер труб -- от одного сантиметра до пяти с лишним метров. И вес, соответственно, варьируется от нескольких граммов до 120 килограммов.

Экскурсия с Александром Андреевичем внутрь уникального инструмента оказалась очень интересной и весьма продуктивной. Автору этих строк пришлось лично убедиться в том, что наш орган действительно нуждается в очередном масштабном профилактическом обслуживании. Все трубы запылены, часть из них деформировалась, до многих из них просто не добраться и требуется полная разборка инструмента. Только при этом можно будет выяснить, в каком состоянии теперь находятся и требуют ли замены все суконные обводки колпачков металлических труб, а также нежные прокладочные материалы из лайки, фетра и замши, до которых так охоча моль.

-- Вот смотрите, -- обращает мое внимание Александр Кравчук, -- часто под тяжестью собственного веса происходит гофрирование нижней узкой части длинных широких труб. Видите? Они сжались в гармошку... А вот трубы, которые обвисли и от этого деформировались. На них образовались вмятины. Их тоже нужно выправлять...

-- Александр Андреевич, а случались ли с трубами какие-то совершенно удивительные вещи?

-- Случались! Трубы резонируют и от этого постепенно утрачивают свое первозданное тембровое звучание. Это происходит из-за постоянной вибрации сцены от танцоров, особенно казачьих ансамблей. Трубы иногда подпрыгивали так, что некоторые даже выскакивают из своих гнёзд. Раза три было так: прихожу утром и вижу: труба не стоит на месте, а лежит рядом...

Главный хранитель органа поведал также, что пыль внутри всего корпуса органа и в открытых отверстиях его труб, с которой он безуспешно борется с помощью обычного пылесоса, постоянно оседает потому, что ее клубами поднимают не только танцоры и передвигающиеся по сцене певцы, но также раскручиваемые и спускаемые на колосниках театральные декорации, с которых осыпаются песчинки живописного слоя…

-- А что же с системой пожаротушения? За последние 12 лет не срабатывала? Не заливала больше орган?

-- Слава богу, нет! Не так давно у нас смонтировали новую систему пожаротушения. Над инструментом установили 39 леек, из которых в случае пожара и срабатывания системы на инструмент снова польется вода. Я с ужасом об этом думаю всегда...

Свидание с инструментом, отметившим свое 30-летие, подошло к концу. Остается надеяться, что и после этой публикации наши депутаты найдут возможность выделить на будущий год средства на так необходимую профилактику нашего органа, чтобы он и дальше радовал нас своим великолепным звучанием.

Валерий Коновалов. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Валерий Коновалов.

Опубликовано: 21.11.2019